Размышления иерея Павла Олесиюк к празднику Воздвижения Креста Господня

Сегодня мы с вами отмечаем праздник Всемирное Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Праздник весьма знаменательный, который отметил собой начало новой эпохи в жизни церкви. Прекратились массовые гонения, появились благочестивые цари-императоры. И вот благочестивая царица Елена, мать императора Константина, захотела найти то место, где жил Господь, тот святой город Иерусалим, найти то место, где Он был распят, найти и сам Крест, на котором Он пострадал.

27 сентября -  Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Ведь о Кресте очень много говорится в посланиях апостолов, в евангелие, с ним связано много преданий. Триблаженное древо, на нем же распяся Христос, Царь наш и Господь, вызывало всегда почитание христиан. В обиходе у верующих крестное знамение было с первых дней рождения Церкви. С крестом было связанно множество богословских понятий и священнотаинственных действий. И вот поэтому св. Елена захотела найти сам крест и то место, где пострадал Господь. И для этого она предприняла путешествие в Палестину, в город, который уже и не назывался Иерусалимом. А назывался он тогда Элия Капиталина. После уничтожения Иерусалима императором Титом, город был по-настоящему уничтожен, перепахан плугом. Потом был отстроен заново, назван по-другому. Место, где страдал Господь, было засыпано землей. На месте Голгофы был сооружен языческий храм и посвящен он был Венере. Многие народы в своих космогониях, теогониях, в учениях о богах, имели таких богинь, которые покровительствовали плотской, чувственной любви. И служение этим богиням отличалось, как правило развратом безудержным и гнусным или иногда сдержанным с обрядами храмовой проституции и многим таким другим, о чем Господь говорит, что это мерзость языческих народов. Собственно этим Палестина была наполнена и при жизни евреев в ней. Эти «богослужения и обряды» были петлёй, сетью и соблазном для евреев. Они все время этим искушались и пытались все это повторять, за что и были наказываемы Богом.

Известное женское божество Астарта или египетская Изида как раз были богинями такого характера. У греков это была Венера, у римлян это соответственно Афродита. И вот храм Венеры или Афродиты был сооружен как раз над тем местом, где Господь совершил искупление рода человеческого — над горой голгофой. Один из проповедников современности усматривает в этом событии бесовскую прозорливость тех, кто храм сей построил. Потому что в нашей духовной жизни ничто так не воюет против благодати евангельской и против христианства, против религии Христа как блудные похоти, стремящиеся в начале отупить сердце и покрыть ум непроницаемым покровом помыслов чуждых Богу, а потом довести человека совершенно до бесчувствия, затащить его во все вообразимые и невообразимые безобразия. Это одна из целей лукавого и для достижения этой цели он пользуется нашей же немощью, животной природой нашей плоти. Наша плоть в данном случае выступает врагом нашей души. И лукавый, разжигая нашу плоть, воюет против нашей души. В человеке возникает внутренняя война. Лукавый хорошо об этом знает. Поэтому он воздвиг на нас величайшее гонение, не столько заключающееся в преследовании верующих, сколько в развращении мира. Мир развращается, движется к этой конечной цели, к этой дьявольской цели семимильными шагами.

И воздвижение над голгофой храма Венеры — это есть некий видимый триумф разврата, как победа над благодатью. И богомудрая Елена разрушила тогда этот видимый, кажущийся триумф бесовский над крестом. Она извлекла крест на обозрение для того, чтобы люди видели знак победы Христа над диаволом.

Сделать это было трудно, нужно было многих расспросить: где? Что? Когда? Наконец нашли какого-то человека, еврея по национальности, который знал от своих родственников эту тайную информацию. Он открыл и показал это место, где ранее была Голгофа. Языческий храм был разрушен, холм был раскопан и кресты были найдены. Три креста на которых был распяты Христос и два разбойника.

Теперь предстояло выяснить какой из трех найденных крестов был крестом Господа нашего Иисуса Христа. По свидетельству истории, для этого мертвого человека клали поочередно на найденные кресты и на кресте Господнем усопший воскрес. Т. е. крест Христов впитав в себя силу Господню, окроплённый кровью Христа, он стал действительно животворящим крестом и проявил себя по милости Божией в воскрешении мертвого на нем.

Архиерейскими руками крест стал возносится. Поднимал его архиепископ Макарий с помощью диаконов так, чтобы люди собравшиеся видели знак нашей победы. И люди видя из далека крест, крестились и восклицали многократно — Господи помилуй! Так спустя три столетия был найден крест Господень и установлен этот праздник.