Размышления иер. Алексия Щербенко о Великом каноне прп. Андрея Критского

Иерей Алексий Щербенко

В первые четыре дня Великого поста читается на повечерии разделенный на четыре части умилительный покаянный канон преподобного Андрея Критского. Также этот канон читается на утрене четверга пятой седмицы Великого поста в полном объеме. Канон этот носит название великого и по объему, так как он включает в себя множество стихов, и по глубине содержания в нем покаянных мыслей и чувств. И это не просто написанные слова, это настоящее искреннее, переживаемое чувство покаяния автора перед лицом Бога.

Здесь описываются события и личности Ветхого и Нового заветов.

Всего в каноне вот этих маленьких покаянных отрывков описывающих события и персонажей Священного Писания 210. И еще 40 тех, которые относятся к преподобной Марии Египетской и самому преподобному Андрею Критскому (написанные не им самим о себе, а в более позднее время).

Мы чаще читаем именно Новый завет. Поэтому понимаем лучше содержание. К тому же там меньше метафор и иносказаний. А вот тексты канона, описывающие ветхозаветные события, понимать сложнее. Потому что Ветхий завет обычно человек не читает, или читал давно и забыл. И при том святой Андрей делает вывод из ветхозаветного сюжета с необычной стороны, перенося его на свою собственную духовную жизнь.

Например человек скажет: «Я не убил брата как Каин, не убил еще больше как Ламех, не ел плода с древа познания, не был сообщником жителей Содома и Гоморы, и вообще не поступал как большинство ветхозаветных людей. Так то я нормально живу и Царство Небесное недалеко». А преподобный Андрей извлек из этих сюжетов покаянный смысл примеряя опять же к себе.

В каноне обычно новозаветные фрагменты более утешающие, а ветхозаветные более обличающие.

Размышляя о наполненным покаянными текстами каноне преподобного Андрея, можно прийти к такой мысли о совместимости покаяния и радости.

К примеру, есть люди, и церковные в том числе (ну а нецерковные почти все), которые не понимают, зачем нужны подобные каноны. Объясняя тем, что «Христос Воскрес! Радоваться надо! А вы тут со своим покаянием слезами, сокрушением». И вообще живут по принципу: Великий пост не нужен, мучаем себя 40 дней без толку, близких угрызаем, а Пасха все равно будет, и все равно будет радостно.

Но святые отцы ясно говорят, что неотъемлемой частью подлинно христианской жизни является покаяние. А плод покаяния как раз — радость. Но это именно не такое «покаяние» как воспоминание о своих грехах, приводящее к отчаянию, к унынию. Это не покаяние и отношения к нему не имеет. Подлинное покаяние всегда приводит к радости. Следовательно покаяние не противоречит словам апостола Павла о том, что нужно всегда радоваться. Такое казалось бы противоречивое делание преподобный Симеон Новый Богослов называет радостотворным покаянием и радостотворным плачем, — плач, который делает человека способным радоваться.

Насколько человек пребывает в истинном покаянии, настолько он и радостен.

Когда человек грешит, он нуждается в покаянии, нуждается в Спасителе. Таким образом раскаиваясь перед Богом, человек смиряется перед Создателем.

Поэтому в Православной Церкви покаяние так много занимает места. Для этого нужен в том числе Великий пост и этот самый канон преподобного Андрея Критского, содержащий в себе все необходимое чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению своей жизни.