Первая Литургия в соборе святых первоверховных апостолов Петра и Павла правящего архипастыря в сане архиепископа
15 мая, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, управляющий епархией — Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский совершил Божественную Литургию в соборе святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
В воскресенье 4-ой Недели после Пасхи мы вспоминаем историю об исцелении Христом расслабленного. Дело в том, что четвертая неделя — это «экватор» между Пасхой и Пятидесятницей, днем сошествия Святого Духа на апостолов. В эту неделю празднуется Преполовение Пятидесятницы, т. е. полпути отделяет нас от Пятидесятницы, или Дня Сошествия Святого Духа. И все события после своего рода «экватора» и до этого великого праздника Церковь отмечает постольку, поскольку они имели место как раз во время иудейской Пятидесятницы.
Но вернемся к евангельской истории! 38 лет, говорит Евангелие (Ин 5:1–16), расслабленный (т. е. парализованный, обездвиженный человек) страдал от своей болезни. Христос находит его лежащим у Овчей купели в Иерусалиме. Овчая купель, или Вифезда, — это, вероятнее всего, два искусственных водоема, вырытых еще в VII веке до нашей эры у Овечьих ворот в Иерусалим (через них в город приводили жертвенных животных, недалеко от них располагался и рынок, где можно было купить овец для жертвоприношения — отсюда и название).
Раз в год Ангел Господень... сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. В надежде на это чудо вокруг лежало множество больных. Среди них и этот человек. Христос, подойдя к нему, спросил: «Хочешь ли быть здоров?» Больной отвечал Ему: «Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Иисус говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Больной тут же встал, взял постель свою и пошел, совершенно исцелившись!
Чудо произошло в субботу, когда по Закону Божьему необходимо воздерживаться от любой деятельности, в которой нет острой необходимости. Это предписание Закона было доведено до крайности, так что и ступить лишний шаг считалось грехом. Тем более такое дело, как исцеление в субботу, не могло не возмутить иудейских священников и старейшин. Придя в ярость при известии о совершенном чуде, они уже придумывали способ убить Иисуса, за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.
Судьба исцеленного Христом в этот день человека нам доподлинно неизвестна. Все, что говорит о нем евангелист Иоанн, так это то, что позднее Христос встретил его в храме и сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».
В текстах богослужения Недели о расслабленном наши души сравниваются с расслабленным, и причина болезни одна — грех, и исцеление только одно — Христос. Еще одна параллель: если Ангел лишь раз в год сходил в Овчую купель, давая возможность только одному человеку исцелиться, то сошедший на землю Христос через воды крещения дарует исцеление души и тела любому, кто захочет сделать шаг навстречу Ему.
На Божественной Литургии Архипастырю сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, прот. Сергий Снопков — настоятель собора свв. апп. Петра и Павла, иер. Алексей Щербенко — настоятель Свято-Мефодиевского храма, иер. Антоний Шувакин — настоятель храма Всех святых, иер. Роман Пудов, иер. Антоний Кудрицкий — клирики собора свв. апп. Петра и Павла. Диаконский чин — Владимир Бартоль, Павел Орлов, Максим Абдулхасанов. Песнопения Литургии исполнил хор кафедрального собора под управлением регента Затай Анны Александровны. Литургия была совершена по Пасхальному чину.
По прочтении Евангельского повествования были вознесены особые молитвословия о мире в земле Украинской и о прекращении эпидемии коронавируса в земле Казахстанской.
По окончании литургии был совершен пасхальный крестный ход и Владыка обратился к собравшимся со словами проповеди. Настоятель прот. Сергий Снопков поздравил правящего архиерея с возведением его в сан архиепископа и пожелал укрепления в удвоившейся ответственности. Владыка поздравил всех с воскресным днем, продолжающимся торжеством — Пасхой Христовой и преподал каждому прихожанину благословение и пасхальную открытку подписанную с пожеланиями правящего архиерея и рисунком победителей конкурса детских рисунков воскресных школ епархии.
За время Своей земной жизни Христос сотворил много чудес, исцеляя в людях всякую язву. Прощают своих плохих детей земные родители, несмотря на причиненные горечи, прощает и нас, непослушных, любовь Отца Небесного.
Господь дал нам жизнь и все необходимое для жизни, дал в избытке. Мы же этого не ценим и не отвечаем хотя бы малой взаимностью на великую любовь Божию.
Каждый из нас одержим тем или иным недугом. Нет на земле людей абсолютно здоровых. Болезнью Господь порой стучится в нашу душу и сердце. Как многими скорбями надлежит спастись, так и многими болезнями надлежит совершенствоваться.
Страшна физическая боль, но еще страшнее болезнь душевная. Между душевной и телесной болезнью существует постоянная связь, потому что тело является храмом души, Духа Божия, живущего в каждом человеке.
Всякая болезнь, постигающая человека, не возникает сама по себе, без всяких причин. Если мы пренебрегаем заветами Христа о нравственной чистоте, о духовном совершенстве, то мы обязательно будем больны душой. Болезнь же души влечет за собой болезнь тела. Расслабляет и поражает наш дух и нашу плоть, главным образом, грех. Грех есть нарушение существующих норм, нарушение заповедей Божиих. Поэтому всякий грех делает нас расслабленными, подобными тому человеку, которого ныне Господь исцелил при Овечьей купальне в Иерусалиме.
Грех влечет за собой пагубные болезненные последствия: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5,14), но в каком бы состояниии мы не находились, необходимо помнить, что у нас есть Врач Небесный, кровию Своею омывший нас от греха и подающий нам всякое исцеление.
Воскресение Христово — это победа над грехом, над болезнью, победа над величайшим злом — смертью. Воскрес Христос — и нет больше греха, которого не мог бы победить человек. Воскрес Христос — и мы получили полноту благодатной силы, врачующей и спасающей нас. Цель нашей жизни заключается в постоянном совершенствовании во Христе, уподобление Ему.
В священные дни Пасхи Господней, радуясь о Христе Воскресшем, будем молить Начальника жизни нашей, чтобы Он воскресил наши души.
- 207 просмотров