Личность, общество и Церковь в социальном служении

 

Только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение мое.
Только Он —твердыня моя, спасение мое, убежище мое.
Не Богу ли повинется душа моя? От Того бо спасение мое
Псалом 61
«Если больше будешь заботиться о духовном здоровье,
меньше будешь знать телесных болезней.
Не люби лечиться, а люби здоровью учиться».
Симеон Афонский

В рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений по благословению Преосвященнейшего епископа Петропавловского и Булаевского Владимира представители Мефодиевского храма приняли участие в направлении «Личность, общество и Церковь в социальном служении» заседание секции «Попечение Церкви о душевнобольных». Возглавлял секцию митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, своим опытом поделились пастыри, имеющие опыт в вопросах психического здоровья и авторитетные психиатры Научного центра психического здоровья.

Личность, общество и Церковь в социальном служении

Необходимость элементарных знаний священнослужителей в вопросах психического здоровья человека чрезвычайно высока, зачастую телесные недуги и душевные болезни сложно отличить от духовных, в то время, как пастырь со всей любовью и вниманием может помочь человеку обратиться за медицинской помощью, продолжая попечение о его духовном здоровье. Православная Церковь свидетельствует, что и человек душевнобольной является носителем образа Божия, нуждающимся в сострадании и помощи, психический недуг не умаляет достоинства человека. Духовник способен поставить, так называемый, «духовный диагноз», определить непосредственную духовную причину страданий человека и помочь бороться с ней. В то же время, необходимо понять, есть ли в переживаниях проявления душевной болезни, связанные с соматическими нарушениями, нарушением мозговой деятельности и требующие врачебной компетенции. Преподобноисповедник, старец-архимандрит Георгий (Лавров), подвизавшийся в Даниловом монастыре, обладал способностью различать психические болезни. Одним он говорил: «Ты, деточка, иди ко врачу», — а другим: «Тебе у врачей делать нечего». Бывали случаи, когда старец, наладив духовную жизнь, рекомендовал сходить к психиатру или, наоборот, брал от психиатра людей к себе на духовное окормление. В приветственном слове Митрополит Сергий подчеркнул недопустимость упрощенной трактовки психических заболеваний только как Божьего наказания и отметил, что «болезнь может стать особым состоянием, позволяющим человеку приблизиться к Богу, и почувствовать Его любовь».

«Искушения, скорби, огорчения, приходящие или от диавола, или от людей, или возбуждаемые миром, который мы несём в себе, — всё это лекарства, всё это посылается Божиим Промыслом для того, чтобы к нам вернулось утраченное нами душевное здоровье. Здоровье души и сердца — это бесстрастие, безгрешие, это настоящая святость, которая перейдёт с нами в иной мир», — писал старец Ефрем Филофейский.

Один из лекторов профессор, доктор медицинских наук Каледа В. Г. вырос в глубоко верующей семье: его дед прославлен в сонме священномучеников (Владимир Амбарцумов), отец и братья священники, а сестра — игумения. В настоящее время Каледа В. Г. является преподавателем пастырской психиатрии— это раздел пастырского богословия, связанный с особенностями душевного полпечения лиц, страдающих психическими расстройствами. Психические расстройства, как тяжелые, так и пограничного уровня, встречаются часто: по данным медицинской статистики, 15% населения страдают тем или иным заболеванием этого рода, вопрос только в степени выраженности. Зачастую люди с психическими расстройствами не сразу идут к врачу, а сначала обращаются за помощью в церковь. Верующий человек идет за помощью в церковь, обращается к духовно-опытному человеку. Церковь — врачебница, и душевная, и духовная. Любому священнику приходится общаться с людьми, у которых те или иные расстройства. Часто бывает так, что именно священник, а не врач становится первым, к кому человек обращается с проблемой, имеющей психиатрический характер. Пастырь должен уметь вести себя с этими людьми, помогать им и, главное, четко видеть те случаи, когда человека нужно отправлять к психиатру. В своем докладе, посвященном психическим расстройствам подростково-юношеского возраста, он выделили особенности психики данного возрастного периода: взрослеющий ребенок стремится к независимости, самостоятельности, противится активному участию родителей в его жизни, становится конфликтным, психические проблемы, возникающие в этот непростой для детей и родителей период, отличаются особой остротой, таким образом, существенно повышаются суицидальные риски.

Доцент кафедры психиатрии Воронежского государственного медицинского университета Максим Пальчиков в своем докладе отметил необходимость «психиатрической настороженности» священнослужителей — владения практическими инструментами, служащими предотвращению возможных суицидов, поддержанию психического здоровья и оказанию своевременной психической помощи.

Профессор Григорий Копейко, тесно сотрудничающий в обучении будущих пастырей Сретенской духовной семинарии по вопросам психического здоровья, ознакомил присутствующих с докладом «Психотические состояния с бредовыми идеями религиозного содержания», в котором представил важные инструменты, способные помочь священнику «различить патологические и нормальные религиозные переживания».

Главный психиатр Министерства обороны РФ, профессор В. К. Шамрей, говорил о необходимости взаимного сотрудничества медиков и священнослужителей в области психического здоровья, а профессор Курасов Е. С. познакомил собравшихся с новым направлением — духовно-ориентированной психотерапией, сочетающей деятельность врача и духовника. "Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен«(Сир. 38:12). Помощь душевнобольным должна быть многообразна, не нужно противопоставлять лечение у врача и духовную помощь, а рассматривать как совместную деятельность на благо человеческой душе.

Протоиерей Виктор Гусев поделился пастырским опытом окормления душевнобольных, обозначив главную задачу пастыря в помощи больному «сознательно принять болезнь как путь возрастания к Богу, как подвиг, вольное страдание». Прот. Илья Одяков обозначил проблему определения покаяния как таинства от депрессивного бреда. Невротическая депрессия в духовной своей основе — это психопатологическое состояние, развившееся вследствие «поработивших душу человека страстей» уныния и печали. Науке многое известно о возникновении депрессивных расстройств, но в среде ученых не принято говорить о грехе, тогда как причиной многих форм депрессии является именно он, о чем свидетельствуют святые отцы и весь аскетический опыт Православия. Депрессия — своего рода сигнал души о ее неблагополучии, бедственном положении. Отец Илья призвал пастырей, столкнувшихся с гипертрофированными идеями самоуничижения, не соглашаться с ними, а «спокойно выслушать и вместе помолиться», а также посоветовать обратиться за врачебной помощью.

Таким образом, при выявлении возможных признаков психического заболевания, священник помогает человеку критически осмыслить болезнь, указывает на необходимость обратиться за медицинской помощью, с упованием на милосердие Божие, систематически принимать назначенные лекарства. Авторитет и благословение духовника заметно помогают страждущему продолжать терапию и дают силы добиваться стойкой ремиссии. Совершенствование психиатрической помощи, повышение ее гуманности возможно только при тесном сотрудничестве врачей-психиатров со священниками и при четком разграничении сфер компетенции.