Неделя II Великого поста — Свт. Григория Паламы. Размышления иерея Алексия Щербенко

Милостью Божией дожили мы до второй Недели Великого поста. С каждым днем мы приближаемся к главному событию — к Воскресению Христову, к Пасхе. Приближаемся, проходя очень важный для каждого из нас период Великого поста. Период, когда мы особенно задумываемся о нашей душе, испытываем нашу совесть, и пытаемся предпринять больше усилий через молитву и воздержание для подготовки себя в чистоте ко встречи с воскресшим Христом. И Святая Церковь предлагает нам в этот период вспомнить великого святителя, молитвенника и созерцателя Григория Паламу. Святой Григорий для приобщения Божественной благодати уделял большое внимание молитве, безмолвию. В частности посредством молитвы Господней «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!».

Григорий Палама

Будущий архиепископ Фессалоникийский происходил из знатной семьи. Родился в Константинополе в 1296 году. Он был сыном сенатора, ближайшего друга и советника императора Византии Андроника II Палеолога. Получил хорошее образование. И как вы думаете, повели бы на его месте большинство из современных молодых людей? Наверняка, как обычно поступают представители так называемой «золотой молодежи», проводили бы свою жизнь в праздности и развлечениях, пользуясь авторитетом, материальными средствами своих влиятельных и богатых родителей. Но, стремящийся с молодых лет к Богу, Григорий отказался от богатства, почести, удалился на Афон и принял монашеский постриг. В городе Фессалоники в Греции принял священнический сан. Недалеко от Вереи основал монашескую общину, где практиковалась непрестанная молитва. И после продолжительных лет монашеского подвига святой Григорий стяжал дар прозорливости, чудотворения, исцеления больных. Также в своей богоугодной жизни сподобился неоднократных явлений ему святых, в том числе и Пресвятой Богородицы.

В XIV веке возник спор о тварности или нетварности света сиявшего на горе Фавор во время Преображения Иисуса Христа. Это были варлаамо-паламитские споры. Некий монах Варлаам был хорошо образованным богословом, и оратором. Опираяясь на догмат о непостижимости Бога, он приехал на Афон и пытался доказать тварность Фаворского света. Таким образом, объявляя умное делание — молитву — еретическим заблуждением. Два Софийских собора 1341г. и Влахернский собор 1351г. осудили Варлаама. Сам Варлаам вернулся в Италию, принял римское католичество и позднее получил сан епископа.

Изъясняя же свое представление, святитель Григорий говорит, что свет этот не создан как всякая божественная энергия и в то же время свет этот не есть Само Божество. Хорошо, мне кажется, святитель выразил это в своей фразе: «Бог называется Светом, но не по существу, а по энергии». Много можно найти слов Паламы о Божественном Свете, но что конкретно подразумевается под ним сказать нельзя. Потому как разумом постичь и высказать словами природу Фаворского Света невозможно. В тварном мире не найти чего-либо похожего на природу этого Света. Апостолы восприняли этот свет, как мы знаем из тропаря праздника, «якоже можаху». То есть настолько насколько апостолы смогли увидеть и насколько Господь по Своему человеколюбию дал такую возможность им.

Не нужно думать что догматические вопросы, в том числе и о Фаворском свете, не для нас обычных христиан, мирян. Ведь если человек ведет духовную жизнь, то он не может считать, что это скучно, что это для ученых богословов или святых, апостолов, которым Бог открывает тайны, а к нам не имеет отношения. Нам ведь тоже нужно совершенствоваться. «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» — говорит Господь через апостола Матфея. Очень важно читать Священное Писание! Хорошо читать и святоотеческую литературу. Ведь через святых Господь и нам открывает понимание некоторых вопросов духовной жизни. Нужно стучать, чтобы нам отворили и нужно искать, чтобы обрести. Среди невоцерковленных людей можно услышать: «Ходила в Церковь, свечку поставила, чтобы сын не пил. А он все равно напился» или «батюшка дом почистил, теперь все пойдет хорошо, жизнь наладится» и тому подобное. Но ведь если наша вера будет основана на формальном совершении тех или иных обрядов, количестве выпитой святой воды, окунании в прорубь, и так далее, то все это будет тщетно. Важно причастие! Но важно не просто подойти к чаше, а подготовить себя насколько можем молитвой и постом, примириться со всеми. Конечно важно исповедоваться! Но важно покаяние при этом, а не неисправность и отчет о грехах. Важна молитва! Именно молитва, живой разговор с реальным Богом, а не вычитывание. Важен пост! Но не только и не столько гастрономический, а духовный пост — воздержание от страстей, от обиды окружающих, и стремление к молитве и добродетелям противоположным страстям. Все это мы знаем, и даже часто умеем, но нет навыка, постоянства. Для тренировки в себе этих качеств и служит Великий пост. Ориентиры для подражания у нас есть, в том числе в приснопоминаемом свт. Григории Паламе, сщмч. Мефодии, епископе Петропавловском в сонме всех святых.

Помоги нам всем, Господи, преуспеть в стяжании всего необходимого для наследования Царства Небесного! И прожить эту временную жизнь так чтобы удостоиться христианской кончины жизни нашей, безболезненной, непостыдной, мирной, чтобы дать добрый ответ на Страшном Суде. Аминь!