Архиерейская Литургия в праздник Собора Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской
Днесь ра́достно лику́ет Це́рковь Ру́сская, прославля́ющи новому́ченики и испове́дники своя́: святи́тели и иере́и, ца́рственныя страстоте́рпцы, благове́рныя кня́зи и княги́ни, преподо́бныя му́жи и жены́ и вся правосла́вныя христиа́ны, во дни гоне́ния безбо́жнаго жизнь свою́ за ве́ру во Христа́ положи́вшия и кровьми́ и́стину соблю́дшия. Тех предста́тельством, долготерпели́ве Го́споди, страну́ на́шу в Правосла́вии сохрани́ до сконча́ния ве́ка. Тропарь Собору Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. |
Церковь празднует память всех новомучеников российских, пострадавших в годы Советской власти, в воскресный день, 7 февраля (25 января по старому стилю) или в ближайшее к этому дню воскресенье. В этот день молитвенно вспоминаются все те, кто не убоялся смертной казни, а исповедовал свою твердую веру во Христа и свою верность Церкви православной. В этот праздник служатся панихиды о неизвестных пострадавших за веру в годы гонений, а также молебны новомученикам с величанием и молитвой к ним. Часто они служатся в местах массовых казней христиан в годы Советской власти. Такие места известны всем верующим (Соловки, где выросла береза в виде креста, или Бутово, где производились массовые казни, а потом выстроен храм новомучеников и исповедников Российских по указу Патриарха Алексия).
Советская власть только начала серию гонений на православных. Поэтому Собор призвал всех фиксировать случаи мученичества за веру. Была распространяема тогда листовка с проповедью протоиерея Павла Лахотского, призывающая к стойкости в трудное время, а также список убиенных за веру. До расстрела митрополита Владимира, были и раньше случаи убийства священнослужителей. Например, считается, что одним из первых красноармейцы казнили протоиерея Иоанна Кочурова. Это произошло 31 октября 1917 года в городе Пушкине Ленинградской области.
Однако после окончания Гражданской войны этот праздник был незаслуженно забыт. Но многие священнослужители и прихожане продолжали в этот день поминать за упокой убитых за веру. До самого периода перестройки праздник не отмечался. Мотивировалось это тем, якобы некоторые священнослужители, «прикрываясь рясой» вели антисоветскую пропаганду.
А за границей активно собирались сведения о пострадавших за веру россиянах. В 49-м году вышла в свет книга протоиерея Михаила Польского «Новомученики Российские». В 81—м году произошло прославление новомучеников на Соборе зарубежной церкви. Точно имена всех мучеников за веру не знали, поэтому поминали некоторых «и иже с ними». Причисленных к лику святых всего было сто пять человек. В 1989 году в России произошло прославление святого патриарха Тихона, пострадавшего от Советской власти, что расценивалось как первый звоночек возвращения праздника всех новомучеников Российских. И вот в 1991 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй издал указ о возобновлении поминовения всех новомучеников и исповедников Российских. Чин канонизации пострадавших за веру состоялся в 2000 году. Было прославлено 813 человека. Затем были изучены все документы, и канонизировали еще многих. В 2011 году в числе новомучеников и исповедников Российских было уже 1774 человека, пострадавших за веру.
Божественную Литургию в Кафедральном соборе Вознесения Господня в этот день совершил Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили: прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, прот. Феодор Бердик — клирик собора, иер. Алексей Щербенко — настоятель храма священномученика Мефодия Петропавловского, иер. Антоний Шувакин — ключарь храма Всех Святых, иер. Антоний Чуриков — клирик собора, диаконский чин: Владимир Бартоль и Максим Абдулхасанов. Песнопения Литургии исполнил хор собора под управлением регента Затай А. А.
Перед началом Божественной Литургии был совершен водосвятный молебен с призыванием благодатной помощи Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.
На Литургии было прочитано Евангельское Зачало 93 от Луки: Когда Иисус подходил к Иерихону, у дороги сидел слепой, просивший милостыню. Услышав, что мимо идет толпа, он спросил, что там такое. Ему ответили, что это идет Иисус Назорей. Он стал кричать:
— Иисус, Сын Давида, сжалься надо мной! Те, кто шел впереди, пытались его унять, чтобы он замолчал, но он еще громче кричал:
— Сын Давида, сжалься надо мной! Иисус, остановившись, велел привести к Нему слепого. Когда слепой подошел, Иисус спросил его: — Что для тебя сделать? Чего ты хочешь?— Господь, видеть! — ответил тот. — Ты будешь видеть! Вера твоя спасла тебя, — сказал ему Иисус.
Слепой тут же снова стал видеть и пошел следом за Иисусом, прославляя Бога. Весь народ, видевший это, воздавал Богу хвалу. (Лк. 18:35-43)
По прочтении Евангельского отрывка на сугубой ектении были произнесены прошения о помощи Божией в прекращении эпидемии коронавируса в нашем Отечестве и об умирении церковных нестроений. По сугубой ектении были прочитаны молитвы «О ниспослании мира земле Украинской, Белорусской и в Нагорном Карабахе» и «О даровании пастырей Церкви Петропавловской». Владыка прочитал особую молитву об избавлении Казахстана от угрозы эпидемии.
По окончании Литургии был совершен молебен Святым Новомученикам и исповедникам Церкви Русской и Крестный ход вокруг храма. Во время Крестного хода была совершена панихида по всем вождям, воинам и православным в годину лютых гонений за Веру и Отечество жизнь свои положивших. Закончился молебен пением древнего церковного гимна, составленного святым Амвросием Медиоланским «Тебе, Бога хвалим».
- 97 просмотров