Чтение Царских часов в Кафедральном соборе
Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение. Наста же время Рождества, и место ни единоже бе обиталищу, но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается прежде падший воскресити образ. |
4 января совершается чтение Царских Часов. В этот день в кафедральном соборе службу возглавил Преосвященный Владимир, епископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили прот. Сергий Первушин — секретарь епархиального управления, прот. Сергий Снопков — настоятель собора свв. апп. Петра и Павла, иер. Алексей Щербенко — настоятель храма сщмч. Мефодия Петропавловского, иер. Евгений Столяров — настоятель Казанского храма г. Мамлютка, иер. Антоний Шувакин — ключарь храма Всех Святых, иер. Роман Пудов — ключарь Севастиано-Магдалининского храма, иер. Михаил Березин — руководитель епархиальной канцелярией и клирики городских храмов. Песнопения службы исполнил квартет кафедрального собора под управлением Затай А. А.
Часы — это специальные довольно короткие богослужения, посвященные определенному часу дня, в который произошло важное событие из земной жизни Спасителя. В богослужебной практике Православной Церкви это четыре часа: девятый, первый, третий и шестой. Главная тема девятого часа — Крестная смерть Господа и Бога нашего Иисуса Христа; первого — изгнание Адама и Евы из рая, а также суд над Богочеловеком у Каиафы, Его предсмертные страдания; третьего — сошествие Святого Духа на апостолов; шестого — распятие Господа на Кресте. Названия часов, их цифирная разбивка взяты из еврейской традиции. Древние иудеи разделяли день на четыре стражи. Отсюда и названия часов. Становиться в это время суток на молитву — традиция еще ветхозаветная, которая в христианстве приобрела уже новый смысл. Сегодня девятому часу соответствует 15.00, первому — 7.00, третьему — 9.00, шестому — 12.00. Сейчас для удобства богослужения часов присоединяются к более длинным суточным службам. Девятый — к началу вечерни, первый — к окончанию утрени, третий и шестой служатся перед началом Литургии.
Но есть в богослужебной практике Церкви и великие, или царские часы. Их содержание приурочено к наиважнейшим православным праздникам. Они служатся три раза в год: в Страстную Пятницу, Рождественский и Крещенский сочельники.
Великими они названы потому, что служатся очень торжественно. Священник в фелони при открытых Царских вратах. В каждый час совершается каждение. В первый и последний — каждение всего храма, с горящей свечой, как на полиелее. В каждый час читаются паремии (от греческого — притча) — специальные ветхозаветные чтения, после них Апостол и Евангелие. Чтения из Священного Писания приурочены к празднуемому событию. Кроме того, псалмы, прокимны, тропари, кондаки — почти все молитвословия великих часов — посвящаются празднику.
Царскими же эти часы названы потому, что на них, как на особо торжественных службах, присутствовали византийские императоры, что подчеркивало не только литургическую духовную важность этих служб, но и общественное их значение. В современной церковной традиции великие (царские) часы служатся сразу один за другим в следующем порядке — 1, 3, 6, 9. Обычно при начале каждого часа соответствующее число раз ударяется в колокол.
Они словно бы вводят христианина чтениями из Священного Писания и своими молитвословиями в празднование Рождества Христова, дают сердцу и душе верный настрой.
- 85 просмотров